Демонстрационный экзамен как метод повышения качества среднего профессионального образования | МОГАУ ДПО «ИРО и ПКПК»
Версия для слабовидящих
Магаданское областное государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования и повышения квалификации педагогических кадров»

Демонстрационный экзамен как метод повышения качества среднего профессионального образования

Демонстрационный экзамен как форма аттестации прочно вошел в систему СПО. Теперь каждому выпускнику техникума или колледжа, за исключением некоторых специальностей, для получения диплома необходимо наглядно продемонстрировать экспертам все полученные за время обучения навыки и умения.

Особенность демонстрационного экзамена в сравнении с другими формами аттестации заключается в моделировании реальной производственной ситуации. Например, будущие мастера столярного и мебельного производства изготавливают изделия из дерева, будущие сварщики показывают умение делать аккуратные сварочные швы, повара и кондитеры готовят блюда и т.д. Иначе обстоят дела с аттестацией по тем профессиями и специальностями, результат которых нельзя увидеть и потрогать. Как оценить компетенции будущего школьного учителя или воспитателя детского сада? Экзамены для таких специальностей сложнее в части проведения и поэтому длятся дольше. Помимо времени на демонстрацию навыков студентам дается время на подготовку. Одна часть экзамена – это проведение занятия с «детьми», роли которых играют волонтеры, а вторая – публичное выступление (например, на родительском собрании) или подготовка какого-либо проекта.

Эксперты оценивают не только получившийся результат – готовый продукт, функциональное изделие, работающую систему, решение педагогической ситуации, но и то, как студент достигает этого результата: как он думает, как анализирует ситуацию и свои действия. Для успешной сдачи демэкзамена студент должен научиться думать, анализировать обстоятельства и действовать исходя из этого анализа. Среднее профессиональное образование – это не про заучивание готовых шаблонов и алгоритмов действий, это про понимание технологии, поиск другого решения при необходимости, умение работать своими руками.

Демонстрационный экзамен стал обязательной частью выпускного экзамена почти для всех специальностей. Студенты не могут миновать его сдачу, однако они в праве выбрать, какой уровень экзамена сдавать.

В этом году демонстрационный экзамен впервые разделили на два уровня: базовый и профильный. Разница между уровнями не в том, что какой-то из них проще или сложнее. Разница в том, владение какими умениями демонстрирует выпускник. Базовый уровень предполагает оценку на основе образовательных стандартов, то есть оценку того, как студент освоил образовательную программу, не более. Профильный уровень учитывает не только образовательные стандарты, но и дополнительные требования: стандарты чемпионатов профессионального мастерства, стандарты, которые применяются работодателями, поэтому сдача экзамена профильного уровня подразумевает владение некоторыми уникальными навыками – компетенциями.

Компетенция – это не специальность и не профессия, это более узкая специализация. Термин был заимствован из практик чемпионатного движения. Демэкзамен профильного уровня выявляет более специализированные навыки и предполагает более тонкое понимание профессионализма. Если студент сдает экзамен профильного уровня, это значит, что он не только освоил программу, но и приобрел некоторые уникальные компетенции.

С каждым годом процедура проведения демонстрационного экзамена совершенствуется и синхронизируется с запросами экономики. В этом году к оценке квалификации выпускников были привлечены работодатели, а не только педагоги системы СПО. Участие в демонстрационном экзамене дает работодателям возможность увидеть среди аттестуемых будущего сотрудника.

По итогам первого полугодия демонстрационный экзамен в Магаданской области крае сдали 647 студентов, это в два раза больше, более чем в прошлом году. В этом году в демонстрационный экзамен значительно прирос новыми специальностями и компетенциями, сейчас их 29. В роли оценивающих экспертов выступили 52 специалиста предприятий и организаций работодателей.