Демонстрационный экзамен | МОГАУ ДПО «ИРО и ПКПК»
Версия для слабовидящих
Магаданское областное государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования и повышения квалификации педагогических кадров»

Демонстрационный экзамен

О демонстрационном экзамене.

В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации дано поручение, направленное на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…». Во исполнение указанного поручения, а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р  «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015 — 2020 годы», в соответствии с паспортом приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»), утвержденным протоколом заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года №9, Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» проводится пилотная апробация демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в рамках государственной итоговой аттестации.

Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс – это форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профессионального образования образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, которая предусматривает:

  • моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков;
  • независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена, в том числе экспертами из числа представителей предприятий;
  • определение уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии с международными требованиями.

Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия проводится с целью определения у экзаменуемых уровня знаний, умений и практических навыков в условиях моделирования реальных производственных процессов в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.

Включение формата демонстрационного экзамена в процедуру государственной итоговой аттестации обучающихся профессиональных образовательных организаций – это модель независимой оценки качества подготовки кадров, содействующая решению нескольких задач системы профессионального образования и рынка труда без проведения дополнительных процедур.

Что дает участие в демонстрационном экзамене?

Выпускники, прошедшие аттестационные испытания в формате демонстрационного экзамена получают возможность:

 а) одновременно с подтверждением уровня освоения образовательной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов без прохождения дополнительных аттестационных испытаний;

 б) подтвердить свою квалификацию по отдельным профессиональным модулям, востребованным предприятиями-работодателями и получить предложение о трудоустройстве на этапе выпуска из образовательной организации;

 в) одновременно с получением диплома о среднем профессиональном образовании получить документ, подтверждающий квалификацию, признаваемый предприятиями;

 Для образовательных организаций проведение аттестационных испытаний в формате демонстрационного экзамена — это возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ, материально-техническую базу, уровень квалификации преподавательского состава, а также направления деятельности, в соответствии с которыми определить точки роста и дальнейшего развития;

 Предприятия, участвующие в оценке экзамена, по его результатам могут осуществить подбор лучших молодых специалистов по востребованным компетенциям, оценив на практике их профессиональные умения и навыки, а также определить образовательные организации для сотрудничества в области подготовки и обучения персонала.

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования.

Приказом Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 8 ноября 2021 г. № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (далее – Приказ № 800), утвержден Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования.

Приказ № 800 вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует
до 1 сентября 2028 г.

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 16 августа 2013 г. № 968
«Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» утрачивает силу с 1 сентября 2022 г.

 

Демонстрационный экзамен в Магаданской области

В июне и июле 2022 года в трёх образовательных учреждениях среднего профессионального образования Магаданской области прошел аудит демонстрационных экзаменов, которые запланированы в период с 28 июня по 1 июля 2022 года в следующих образовательных организациях:

  • Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Магаданский политехнический техникум»
  • Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Медицинский колледж министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области»
  • Хасынский филиал магаданского областного государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Горно-строительный колледж»

Аудит демонстрационных экзаменов  осуществляется в соответствии с Положением об аудите демонстрационного экзамена , утвержденным приказом автономной некоммерческой организации «Агентство развития профессионального мастерства» от 17.05.2021 № 17.05.2021-4.

Аудит демонстрационных экзаменов назначен по решению Агентства, которое является федеральным оператором по организационно-техническому обеспечению демонстрационного экзамена.  

Методика организации и проведения демонстрационного экзамена
Инструкции по работе в Цифровой платформе Агентства развития навыков и профессий
Центр помощи: Демонстрационный экзамен (инструкции и ответы)
Итоги проведения демонстрационных экзаменов в Магаданской области за первое полугодие 2022 года

В Магаданской области в первом полугодии 2022г. проведена аттестация в виде демонстрационного экзамена:

— Кол-во обучающихся, прошедших аттестацию составляет 383 человека, в том числе в ходе промежуточной аттестации- 163 человек (42.6%), в ходе ГИА- 220 человек (57.6%);

— ДЭ проводился по 16 компетенциям, в том числе промежуточная аттестация по 9 компетенциям, ГИА по 10 компетенциям;

— По итогам ДЭ в рамках промежуточной аттестации % сдавших на: «отлично»- 27.0% от сдавших ДЭ в рамках промежуточной аттестации (44 человек), «хорошо»- 43.6% от сдавших ДЭ в рамках промежуточной аттестации (71 человек),  «удовлетворительно»- 23.4% от сдавших ДЭ в рамках промежуточной аттестации (38 человек), «неудовлетворительно»- 5.6% от сдавших ДЭ в рамках промежуточной аттестации (10 человек); в рамках ГИА % сдавших на: «отлично»- 39.5% от сдавших ДЭ в рамках ГИА (87 человек), «хорошо»- 41.4% от сдавших ДЭ в рамках ГИА (91 человек),  «удовлетворительно»- 19.1% от сдавших ДЭ в рамках ГИА (42 человека), «неудовлетворительно»- 0% (нет).

— В первом полугодии 2022 года для проведения демонстрационных экзаменов были задействованы 18 аккредитованных центров проведения демонстрационного экзамена на базе шести головных образовательных организаций СПО и двух филиалов образовательных организаций СПО.

Выполнение показателя ФП «Доля обучающихся образовательных организаций, реализующих программы СПО, продемонстрировавших по итогам демонстрационного экзамена уровень, соответствующий международным или национальным стандартам» составляет 7.48% (при плановых 5,0%).

Выполнение показателя «Доля обучающихся по программам СПО, прошедших процедуру аттестации в виде демонстрационного экзамена» на 01.07.2022 г. составляет 18.84% (при плановых 10,0%).

Аккредитация центов проведения демонстрационного экзамена

Представитель ЦПДЭ самостоятельно формирует заявку на аккредитацию в соответствии с установленной формой и может отслеживать статус согласования заявки в режиме онлайн. Если заявок несколько они также будут видны в личном кабинете на сайте.

Центры проведения демонстрационного экзамена в Магаданской области в 2022 году
Телеграмм-канал "Новости Демонстрационного экзамена"

На канале публикуется оперативная информация о ходе подготовки и проведения демонстрационных экзаменов в режиме новостной ленты с возможностью обсуждения публикаций, новости и объявления, аналитические и информационные материалы.

Отчет по итогам Демонстрационного экзамена в 2022 году
Новости демонстрационного экзамена

ДАНИЛ УФИМЦЕВ: «ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН ВЫВОДИТ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ»

ДАНИЛ УФИМЦЕВ: «ДЕМОНСТРАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН ВЫВОДИТ НА НОВЫЙ УРОВЕНЬ СИСТЕМУ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ» 2023-05-02 Демонстрационный экзамен – относительно новая форма проверки знаний обучающихся по программам среднего профессионального образования, которая предусматривает моделирование реальных производственных задач и оценку навыков и умений студентов независимыми экспертами. Корреспондент «1-LiNE» встретился с Данилом Уфимцевым, руководителем Центра оценки качества среднего профессионального образования Института развития профессионального образования (Москва) и постарался выяснить, что дало внедрение демонстрационного экзамена системе СПО и почему от такой формы проверки знаний «выиграют» все – и выпускники, и работодатели. Данил Александрович, расскажите, пожалуйста, в чём заключалась необходимость приходу на смену традиционным дипломным работам и выпускным экзаменам демонстрационного экзамена? Отличие лишь в практической демонстрации навыков? - Система среднего профессионального образования (далее - СПО) имеет свои особенности, одной из которых является практикоориентированая подготовка специалистов. Необходимо, чтобы после обучения человек пришёл на предприятие и без труда смог решать производственные задачи. В последние годы у работодателей не было удовлетворения подготовкой специалистов – выпускники приходили на производство, но их нужно было переучивать, они мало что умели. Собственно, поэтому система СПО начала кардинально перестраиваться, модернизироваться, появились федеральные проекты, стала лучше материально-техническая база колледжей и техникумов. Из этого всего и сложилась необходимость в проведении демонстрационного экзамена (далее - ДЭ). ДЭ имеет большой плюс в том, что на него приходят представители работодателей, кому очень нужны сотрудники. Они оценивают уровень владения компетенциями, и могут прямо на экзамене принять решение о трудоустройстве человека. Это и является ключевой составляющей необходимости внедрения ДЭ – на выходе работодатель может увидеть, чему конкретно научился человек. Отмечу, что дипломы никуда не ушли. Подготовка кадров делится на две категории – подготовка рабочих и служащих, и подготовка специалистов среднего звена. Для вторых предусмотрена сдача диплома и ДЭ, а по рабочим специальностям предусмотрен практический экзамен. Какие задачи решает министерство просвещения внедряя демонстрационный экзамен? - Демонстрационный экзамен – это оценка качества подготовки кадров на федеральном уровне. Это итоговый элемент образовательной деятельности, который кардинально влияет на перестройку образовательного процесса через требования оценочных материалов и материально-техническому оснащению. Через проведение ДЭ и аналитику его результатов можно выявить слабые места подготовки обучающихся по профессиональным модулям – и здесь уже можно задать вопрос мастерам профессионального образования для того, чтобы они повышали квалификацию. Ещё одной важной особенностью является то, что раньше образовательные организации сами разрабатывали оценочные материалы, а теперь это происходит на государственном уровне. Смена федерального оператора как-то повлияла на реализацию данного проекта? - Существенно не повлияла, потому как в целом мы обеспечили преемственность перехода проекта от одного оператора к другому. Важно отметить, что сейчас вступает в силу новый порядок проведения государственной итоговой аттестации, поэтому предъявляется ряд требований к разработке оценочных материалов по всем уровням ДЭ. В целом те направления, которые были у предыдущего оператора, в большей степени функционируют у действующего. Лучшие практики и кейсы были сохранены. уфимцев2.jpg Кто и по каким критериям разрабатывает кейсы для демонстрационных экзаменов по тем или иным профессиям и компетенциям? - Всё решает конкурсный отбор – на него идут все разработчики. К этим людям предъявляются определённые критерии – это и взаимодействие с предприятиями, и участие в деятельности федеральных учебно-методических объединений, которые занимаются содержанием СПО. Также применяются соответствующие требования к квалификации педагогов, чтобы у них был опыт работы в системе СПО. Добавлю, что на 2024 год у нас разработчики уже определены. С теми требованиями и шаблонами, которые разрабатывает оператор, они упаковывают содержание, необходимое для оценки требования федерального образовательного стандарта. Это необходимо для проверки того, освоил ли студент образовательную программу или нет. Если ПОУ не имеет необходимого бюджета, то где брать необходимые средства для закупки современного оборудования и расходных материалов? - Образовательная организация набирает людей, чтобы подготовить специалистов по определённому направлению. Вопрос в том, на чём осуществлять подготовку актуален для самих образовательных организаций, а ДЭ проводится на том оборудовании, которое ПОУ предоставляет. Раньше был проект с мастерскими, сейчас он перешёл в федеральный проект «Профессионалитет», оснащение материально-технической базы финансируется из федерального бюджета и из регионального за счёт работодателей – это массовый инструмент, который реализуется на федеральном уровне в ключе приоритетов региональной экономики. И в целом из-за вступления в силу порядка проведения государственной итоговой аттестации с утверждением федеральных образовательных стандартов на региональном уровне должны пересматриваться и нормативы финансирования, включая ДЭ. уфимцев3.JPG Демонстрационный экзамен сложнее традиционных итоговых аттестаций в учреждениях СПО. Что от его сдачи выигрывают выпускники в сравнении с теми, кто обучался по такой же программе, но не сдавал демоэкзамен? - Для обучающегося, если говорить о личной мотивации, сдача ДЭ является определением уровня своего соответствия, т.е. человек узнает, сможет ли он решать производственные задачи или ему чего-то ещё не хватает, есть пробелы. Результат работы отражает цифровой паспорт компетенций, который вручается выпускнику по итогу ДЭ. Возьмем, например, специализацию автомеханика. Есть диагностические центры, где механики выполняют различные задачи по электронике, ремонту двигателя и т.д., но в совокупности они должны уметь ремонтировать машины. На ДЭ приходят представители разных автомастерских, в которых есть дефицит специалистов тормозных систем, допустим. И уже по итогу экзамена работодатель, глядя на документ может понять, как человек прошёл эту «проверку», что он умеет делать лучше всего, какие навыки развиты сильнее, а какие – слабее. Преимущество – в открытости для работодателя и в объективной оценке своих способностей, конечно. Выпускник, сдавший демоэкзамен, полезнее и востребованнее для работодателя? - Несомненно, ДЭ — это мерило определённого качества. Это ещё и выход на новый уровень системы подготовки кадров. Те предприятия и компании, которые «подключались» к ДЭ, признают механизм объективным и независимым в плане оценки качества подготовки, поэтому могу сказать, что востребованность выпускников, сдающих ДЭ, очень высока. По итогам 2022 года более 11 тысяч предприятий поучаствовали в этом направлении, и больше половины экспертов шли от этих предприятий. Для таких работодателей ДЭ – очень полезная история, потому что сразу складывается понимание, что сдавал или не сдавал человек через паспорт компетенций. уфимцев4.JPG Каким образом привлечь работодателей в экспертное сообщество? В чем должна быть их личная мотивация и в чем мотивация руководителя, например, фермера, который отпускает с производства (в разгар страды в ущерб себе)? - Система подготовки кадров заточена под запросы работодателей. Изначально перед тем, как дать образовательным организациям бюджетные деньги, создаётся определённый запрос. Суть в чём: работодатель говорит, к примеру, что на производство ему нужно 25 сварщиков – это вносится в карту потребности, на основе которой выдаются контрольные цифры приёма и осуществляется подготовка специалистов. Заказчик – это работодатель, и он остро нуждается в определённых людях. Если какие-то работодатели не идут в экспертное сообщество, то возникает вопрос, а действительно ли они формировали этот заказ, есть ли у них нужда в специалистах. Понятно, что есть разные инструменты (особенно для госкопораций) для привлечения специалистов. Один из инструментов – брать молодых сотрудников и дальше по карьерной лестнице их вести и развивать. Поэтому заинтересованность в том, чтобы предприятие было обеспечено сотрудниками и дальнейшая работа в экспертном сообществе сможет закрыть кадровую потребность работодателя. Когда-то про снижение качества подготовки специалистов в вузах говорили, что они «скатываются к техникумам». Вы пытаетесь демоэкзаменом и иными мерами «дотянуть» техникумы до вузов? Останется ли грань между СПО и ВПО и где? - Разумеется, ДЭ – один из мощных инструментов развития системы СПО. Это движение вверх. Работа, связанная с внедрением ДЭ «вскрывает» проблемы, которые раньше были локальными, и выносит их на федеральный уровень. По этим проблемам выносятся определённые решения, проводятся модернизации. Но система СПО и высшее образование – это два разных уровня образования, которые имеют свои задачи и квалификационные требования. Престиж СПО несомненно растёт – 65% девятиклассников по моей статистике изъявляют желание поступать в колледжи и техникумы, и это не может не создать определённые проблемы для вузов. Но желающих обучиться по программам высшего образования тоже достаточно, поэтому вопрос этой «грани» между системами – очень дискуссионный. Скажу, что конкуренция и борьба за выпускников школ присутствует и растёт год от года. Как выглядит Красноярский край на фоне других субъектов РФ в деле внедрения демонстрационного экзамена? - Важно напомнить, что Красноярский край с самого начала вступил в пилотную апробацию по проведению ДЭ. Для региона это создало большие преимущества – преподаватели, образовательные организации и работодатели с 2017 года поэтапно начали в это дело входить и понимать, что это такое. За счёт этого участия Красноярский край «набил руку» технически и методически по организации и проведению ДЭ. А есть регионы, которые на 3-5 лет позже «включились» и не имею того опыта, которым может похвастаться Красноярский край.