В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации дано поручение, направленное на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…». Во исполнение указанного поручения, а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015 — 2020 годы», в соответствии с паспортом приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»), утвержденным протоколом заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года №9, Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» проводится пилотная апробация демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в рамках государственной итоговой аттестации.
Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс – это форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профессионального образования образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, которая предусматривает:
- моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков;
- независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена, в том числе экспертами из числа представителей предприятий;
- определение уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии с международными требованиями.
Демонстрационный экзамен по стандартам Ворлдскиллс Россия проводится с целью определения у экзаменуемых уровня знаний, умений и практических навыков в условиях моделирования реальных производственных процессов в соответствии со стандартами Ворлдскиллс Россия.
Включение формата демонстрационного экзамена в процедуру государственной итоговой аттестации обучающихся профессиональных образовательных организаций – это модель независимой оценки качества подготовки кадров, содействующая решению нескольких задач системы профессионального образования и рынка труда без проведения дополнительных процедур.
Выпускники, прошедшие аттестационные испытания в формате демонстрационного экзамена получают возможность:
а) одновременно с подтверждением уровня освоения образовательной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов без прохождения дополнительных аттестационных испытаний;
б) подтвердить свою квалификацию по отдельным профессиональным модулям, востребованным предприятиями-работодателями и получить предложение о трудоустройстве на этапе выпуска из образовательной организации;
в) одновременно с получением диплома о среднем профессиональном образовании получить документ, подтверждающий квалификацию, признаваемый предприятиями;
Для образовательных организаций проведение аттестационных испытаний в формате демонстрационного экзамена — это возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ, материально-техническую базу, уровень квалификации преподавательского состава, а также направления деятельности, в соответствии с которыми определить точки роста и дальнейшего развития;
Предприятия, участвующие в оценке экзамена, по его результатам могут осуществить подбор лучших молодых специалистов по востребованным компетенциям, оценив на практике их профессиональные умения и навыки, а также определить образовательные организации для сотрудничества в области подготовки и обучения персонала.
Приказом Министерства просвещения Российской Федерации (Минпросвещения России) от 8 ноября 2021 г. № 800 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» (далее – Приказ № 800), утвержден Порядок проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования.
Приказ № 800 вступает в силу с 1 сентября 2022 г. и действует
до 1 сентября 2028 г.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации
от 16 августа 2013 г. № 968 «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего профессионального образования» утрачивает силу с 1 сентября 2022 г.
В июне и июле 2022 года в трёх образовательных учреждениях среднего профессионального образования Магаданской области прошел аудит демонстрационных экзаменов, которые запланированы в период с 28 июня по 1 июля 2022 года в следующих образовательных организациях:
- Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Магаданский политехнический техникум»
- Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Медицинский колледж министерства здравоохранения и демографической политики Магаданской области»
- Хасынский филиал магаданского областного государственного автономного профессионального образовательного учреждения «Горно-строительный колледж»
Аудит демонстрационных экзаменов осуществляется в соответствии с Положением об аудите демонстрационного экзамена , утвержденным приказом автономной некоммерческой организации «Агентство развития профессионального мастерства» от 17.05.2021 № 17.05.2021-4.
Аудит демонстрационных экзаменов назначен по решению Агентства, которое является федеральным оператором по организационно-техническому обеспечению демонстрационного экзамена.
В Магаданской области в первом полугодии 2022г. проведена аттестация в виде демонстрационного экзамена:
— Кол-во обучающихся, прошедших аттестацию составляет 383 человека, в том числе в ходе промежуточной аттестации- 163 человек (42.6%), в ходе ГИА- 220 человек (57.6%);
— ДЭ проводился по 16 компетенциям, в том числе промежуточная аттестация по 9 компетенциям, ГИА по 10 компетенциям;
— По итогам ДЭ в рамках промежуточной аттестации % сдавших на: «отлично»- 27.0% от сдавших ДЭ в рамках промежуточной аттестации (44 человек), «хорошо»- 43.6% от сдавших ДЭ в рамках промежуточной аттестации (71 человек), «удовлетворительно»- 23.4% от сдавших ДЭ в рамках промежуточной аттестации (38 человек), «неудовлетворительно»- 5.6% от сдавших ДЭ в рамках промежуточной аттестации (10 человек); в рамках ГИА % сдавших на: «отлично»- 39.5% от сдавших ДЭ в рамках ГИА (87 человек), «хорошо»- 41.4% от сдавших ДЭ в рамках ГИА (91 человек), «удовлетворительно»- 19.1% от сдавших ДЭ в рамках ГИА (42 человека), «неудовлетворительно»- 0% (нет).
— В первом полугодии 2022 года для проведения демонстрационных экзаменов были задействованы 18 аккредитованных центров проведения демонстрационного экзамена на базе шести головных образовательных организаций СПО и двух филиалов образовательных организаций СПО.
Выполнение показателя ФП «Доля обучающихся образовательных организаций, реализующих программы СПО, продемонстрировавших по итогам демонстрационного экзамена уровень, соответствующий международным или национальным стандартам» составляет 7.48% (при плановых 5,0%).
Выполнение показателя «Доля обучающихся по программам СПО, прошедших процедуру аттестации в виде демонстрационного экзамена» на 01.07.2022 г. составляет 18.84% (при плановых 10,0%).
Представитель ЦПДЭ самостоятельно формирует заявку на аккредитацию в соответствии с установленной формой и может отслеживать статус согласования заявки в режиме онлайн. Если заявок несколько они также будут видны в личном кабинете на сайте.
На канале публикуется оперативная информация о ходе подготовки и проведения демонстрационных экзаменов в режиме новостной ленты с возможностью обсуждения публикаций, новости и объявления, аналитические и информационные материалы.