Об онлайн-обучении заинтересованных детей летом 2020 года, работе школы «Интеллект» и будущей работе в дистанционном формате рассказала корреспонденту Колыма Плюс ректор Магаданского областного автономного учреждения дополнительного профессионального образования, института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров Виктория Васильева.
– Вы подводите некоторые итоги в режиме работы онлайн-лето. С чего все началось? Весной понимали, что в обычном режиме отработать не удастся и вы начали думать, как сделать иначе. К чему вы пришли?
– Когда начались мероприятия по предотвращению распространения коронавирусной инфекции, мы задумались. Вся страна, все наши ребята оказались на домашнем обучении. Возник вопрос: чем же мы – институт развития образования – можем помочь ребятам, чтобы они полноценно освоили школьную программу.
При нашем институте существует структурное подразделение Регионально-образовательный центр «Одаренные дети». В рамках этого центра работает школа «Интеллект».
В 2019 году, до обозначенных событий, наши талантливые и мотивированные ребята очно занимались в этой школе. Там с ними работали педагоги высокого уровня. Мы задумались о том, как продолжить эту работу. Конечно, ее необходимо было перевести в плоскость дистанционного образования.
О дистанционном образовании мы говорили еще задолго до того, как оно встало перед нами во весь рост. У нас, на базе эколого-биологического лицея, существует инновационная площадка «Инсайд класс», где талантливые педагоги работали как раз в направлении перевода некоторых тем и дисциплин в плоскость дистанционного образования.
Мы с этими педагогами решили расширить сферу обучения наших детей и решили попробовать выйти сначала на Ольский округ. Мы провели 10 занятий, получил очень хорошие отзывы и решили пойти дальше. Решили поучаствовать в летней детской практике.
Раньше ребята выезжали в лагеря и все было по-другому. В этом году было принято решение о том, чтобы лето дети провели у своих компьютеров. Мы тоже подключились. Какая была цель? Нужно было отработать с мотивированными ребятами, которые хотели знать больше. Также, были и те дети, которые не все успели за период четвертой четверти и, может быть, не смогли на должном уровне усвоить тот школьный материал. А мы знаем, что в сентябре будут всероссийский проверочные работы.
Также, мы подумали о том, что нужно расширить спектра наших педагогов. Мы вышли на всероссийский уровень. За июнь у нас было проведено 222 занятия. Были привлечены педагоги из вузов, школ и педагоги не только из нашего города – из Новосибирска, Москвы. Они занимались с ребятами. Дети также были не только из Магаданской области, но и со всей страны.
На нашем сайте была отдельная вкладка, там было гибкое расписание для того, чтобы охватить всех детей, которые заинтересованы в участии в нашем проекте.
– Лето-онлайн у всех ассоциировалось с отдыхом и развлекательными программами, которые устраивали для детей. Но вы развлекательные программы не устраивали. Вы предложили обучающие программы. Где вы нашли детей, которые согласились летом учиться?
– Вы удивитесь, но у нас действительно были такие дети. Мы получили письменные отзывы от них. Они писали, что им было очень интересно. Ведь это были не обычные уроки, а интересные занятия. Там были и интерактивные практики. Педагоги постарались выстроить свои занятия так, чтобы дети заинтересовались.
Мы получили отзывы и из других регионов, в том числе из Москвы. Нам написал один преподаватель высшей школы, он участвовал и сказал, что это был очень интересный опыт и что у них в Москве такого нет.
– Весной многие учебные заведения перешли на такой же режим. Чем вы от них отличались?
– У нас не было строгого расписания, и мы не следовали школьной программе. Школьные учителя стояли в серьезных рамках. Возможно, именно эта обязательность детям не понравилась. А у нас была свобода. Мы получили отзывы от родителей. Мама одного мальчика написала, что ей очень понравились уроки и ребенок был доволен. Не было загруженности, и ребенок узнал много нового.
– Сколько детей занимались у вас?
– Порядка 200 детей. У нас на сайте было расписание и каждый мог выбрать для себя то, что он хочет. У нас была математика, английский язык, русский язык, обществознание. Для малышей с 1 по 4 класс – окружающий мир. Ребенок мог просто зайти, подключиться и посмотреть то, что ему интересно. Эти занятия были бесплатными. думаю, что и родителям было приятно то, что их ребенок бесплатно в игровой форме повторял школьный материал.
– Что это были за дети и какого возраста? Вы их где-то набирали? Давали объявления или это были те дети, с которыми уже работали?
– Это были и те, с кем мы уже работали, и новые дети тоже. Да, мы попытались связаться с различными организациями Новосибирска, Тамбова и предложили такие услуги.
– Сколько проходили занятия?
– С июня по июль. В общем – более 370 занятий было проведено педагогами нашего региона и страны.
– Какие подведены итоги? Что вы получили от этого проекта?
– Это новый опыт. Мы будем это обязательно продолжать. Более того, мы планируем принять участие во Всероссийском конкурсе «Человек и цифровая среда». Планируем занять в нем призовое место. В будущем хотим выйти за пределы Российской Федерации и, возможно, проводить эти уроки совместно с учениками и учителями республик бывшего Советского Союза.
– Вы хотите проводить эти уроки как дополнение или полностью перейти на такой режим? Многие, кто уже позанимался в дистанционном режиме, и дети, и родители, говорят о том, что хочется именно прямого контакта и общение. Вы же предлагаете уйти в онлайн.
– Не совсем так. Если мы будем работать в дистанционном режиме, мы продолжим эту практику. Как я уже говорила, у нас организована школа «Интеллект» при нашем институте. Как только снимут ограничения, установленные в связи с распространением коронавирусной инфекции, мы будем работать с нашими ребятами очно. С ними уже традиционно работают педагоги, кандидаты наук, люди, имеющие ученые степени в нашем университете. Мы получаем хорошие отзывы от детей, и мы продолжим эту работу. Но, в любом случае, теперь нам никуда не уйти от цифровизации и дистанционного образования. Поэтому, мы будем работать и в дистанционном формате.