Как часто мы задаем себе вопрос: «Чего мы хотим на самом деле?» Статистика говорит, что только 53% россиян работают по профессии, на которую учились. А по прогнозам некоторых экспертов более 75% нынешних учеников средней школы будут работать по специальностям, которых еще не существует. Менять карьерный трек в среднем пять раз в течение жизни – будет абсолютной нормой. Уже сегодня стремление людей делать то, что по душе, что приносит не только удовольствие, но и признание, реализацию, хороший доход – с каждым годом становится всё ярче. Даже специалисты со стажем мигрируют из одной сферы в другую.
Все это, конечно, хорошо, но не стоит забывать, что чем раньше в голове прозвучит этот вопрос, тем больше шансов найти любимое место жизни. Именно поэтому сегодня в школьную жизнь семимильными шагами входит профориентация. Это и сервисы edtech, и государственные инициативы, введение профминимума, делающего обязательным профориентацию во всех школах.
А теперь давайте представим среднестатистического учителя, который в режиме нон-стоп сначала проводит уроки, потом заполняет документацию, потом готовится к новым урокам, потом – к аттестациям, совещаниям, собраниям и ещё общается с учениками, родителями, помогает, объясняет, поддерживает, решает конфликты. И это не весь список его ежедневных забот. Он действительно любит свою профессию, но времени у него нередко бывает впритык. И вот наш учитель получает новую задачу: провести три профориентационных мероприятия. А он преподаёт химию и с профориентацией до этого мига был знаком лишь по касательной.
Как подготовить с нуля занятие в новой для себя области? И как сделать так, чтобы профориентация действительно была интересной и полезной для ребят? Для этого уже существует платформа проекта «Билет в будущее», который входит в национальный проект «Образование». С 2020 года в нашем регионе координатором реализации Всероссийского проекта по ранней профессиональной ориентации учащихся 6-11 классов общеобразовательных школ является Магаданский областной Институт развития образования.
Итак, вернемся к платформе, с её помощью педагоги- навигаторы проекта помогают школьникам изучить рынок труда в России и
познакомиться с актуальными специальностями, а ещё – лучше узнать самих себя, свои сильные стороны и способности, которые помогут им определить сферы, которые им наиболее интересны, а затем и конкретные профессии. По данным организаторов, уже более 17 000 учителей из 85 регионов РФ стали навигаторами проекта. А за последний год к нему присоединилось более миллиона школьников. Один из продуктов платформы – «Конструктор будущего», разработанный командой Проектории. Это уникальный онлайн-инструмент для педагогов, который позволяет просто и быстро формировать профориентационные занятия. Педагогу нужно только задать необходимые параметры: тип занятия, возраст учеников, тематика занятия – и Конструктор сформирует готовый сценарий, включая все необходимые мультимедийные материалы – игры, анкеты, чек-листы презентации и видеоролики. Некоторые из них основаны на интервью со специалистами из крупных компаний — например, VK, РЖД или «Росатома». Всего создатели провели больше 90 интервью.
Для каждого класса, с 6-ого по 11-ый, разработаны свои занятия, с учётом потребностей и возрастных особенностей ребят. Так, например, самые младшие на данный момент участники проекта, шестиклассники знакомятся с простой формулой: Хочу-Могу-Буду, где, ответив на вопросы: «Что я хочу?» и «Что я могу?», можно задуматься: «Кем я буду?». На занятиях для девятиклассников подробно разбираются преимущества обучения в колледжах и в вузах, а одиннадцатиклассники могут заглянуть в интересную жизнь, которая их ждёт после выпускных экзаменов, даже если что-то пошло не так.
Педагоги-навигаторы проекта создали целое сообщество, где делятся опытом. Они стали активно использовать материалы не только профориентационной деятельности, но и в рамках предметной подготовки, используя интересные задания, кейсы и современный образовательный видеоконтет.