К 120-летию со дня рождения Тихона Захаровича Сёмушкина - Вдохновлённый романтикой Севера | МОГАУ ДПО «ИРО и ПКПК»
Версия для слабовидящих
Магаданское областное государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования и повышения квалификации педагогических кадров»

К 120-летию со дня рождения Тихона Захаровича Сёмушкина — Вдохновлённый романтикой Севера

Имя Т. З. Сёмушкина (1900 – 1970) занимает особое место в истории Северо-Востока России. Он внёс значительный вклад в освоение Чукотки, по зову сердца став сотрудником первой советской пушной фактории, а затем основателем первой школы-интерната на Чукотской культбазе у бухты Лаврентия.

В начале 30-х годов ХХ века Сёмушкин принимал активное участие в создании чукотской письменности, и в этом деле его имя стоит рядом с именами таких корифеев этнографии и региональной лингвистики, как В. Г. Тан-Богораз и И. С. Вдовин. Вместе с ними Т. Сёмушкин также разрабатывал первые учебники для чукотских детей. Его вклад в развитие культуры региона выразился и в большой бескорыстной помощи первым национальным авторам и, в частности, Ю. Рытхэу, который сам с большой признательностью вспоминал о своём мудром наставнике.

И всё же самую большую роль Т. З. Сёмушкин сыграл именно в развитии художественной прозы Северо-Востока России. Он стал писателем не столько регионального, сколько общероссийского значения. В эпоху освоения Чукотки его книги завоёвывали большую популярность далеко за её пределами наряду с произведениями В. Тана-Богораза, В. Арсеньева, А. Коптелова и других авторов.

Родился Т. З. Сёмушкин 26 июня 1900 года в Пензенской губернии (ныне Лунинский район) в семье крестьянина-столяра, учился в начальной земской школе.

В 1916 году окончил в селе Михайловка двухклассную церковно-учительскую школу и получил право преподавать. После революции Тихон Захарович некоторое время продолжал образование в Пензенской трудовой школе II ступени, а затем в течение года работал учителем в школе села Ильмено (сейчас Никольский район).

В 1921 году, не прекращая трудовой деятельности, поступил на физико-математическое отделение педагогического факультета Московского университета.

Однако окончить обучение будущему писателю не привелось. Как он сам вспоминал, большую роль в его судьбе сыграли книги о Крайнем Северо-Востоке В. Г. Тана-Богораза и других русских писателей-этнографов. Сёмушкин прервал университетский курс и отправился на Чукотку, где и провёл в общей сложности, с небольшими перерывами, 12 лет. Он работал в составе экспедиции по ликвидации американской концессии «Гудсонбай компании», руководил статистико-экономической и статистической экспедицией, был уполномоченным Далькрайисполкома по Чукотскому району, возглавлял организацию школы-интерната для чукотских детей на берегу залива Лаврентия…

Северная земля определила судьбу Т. З. Сёмушкина как прозаика. Главным содержанием его литературного творчества стали Чукотка и её коренные жители, их нравы и обычаи, особый менталитет, весь уклад жизни.

Т. З. Сёмушкин явился одним из первых советских писателей, осветивших важнейшие этапы преобразования северо-восточного региона. При этом его творчество чрезвычайно близко художественным поискам В. Г. Тана-Богораза – личности, которая вдохновила Т. З. Сёмушкина, буквально «заразила» его Севером и на которую он ориентировался долгие годы. Отсюда почти буквальная «перекличка» его этнографических зарисовок с описаниями В. Богораза, отсюда и его чрезвычайное внимание к факту, кропотливо выписанной детали, отсюда и иногда прорывающаяся романтическая патетика…

Однако всё это не значит, что творчество Т. Сёмушкина является лишь неким слепком с произведений литературного первооткрывателя Севера. Опираясь как на литературные традиции, историко-документальные источники, так и на собственный жизненный опыт, писатель сумел создать художественные книги, отличающиеся самобытностью. В них проявился литературный талант автора, отразились его личность, особое видение исторической эпохи, имеющей для Чукотки переломное значение. Самыми значительными в этом отношении являются повесть Т. Сёмушкина «Чукотка» (1938–1940) и его роман «Алитет уходит в горы» (1947–1948), удостоенный в 1949 г. Государственной премии.

Эти произведения демонстрируют творческую эволюцию писателя от мастера полудокументального фактографического повествования до создателя художественного многоаспектного романа. Если в первом произведении Т. Сёмушкин отталкивается от факта, берёт за основу конкретные реально произошедшие события, выбирает дневниковую форму повествования, то во втором – стремится к художественному обобщению. Сохраняя уважение к историческим фактам и жизненным прототипам отдельных героев, автор «Алитета…» наполняет их поэтическим вымыслом, создаёт многогранный образ эпохи.

В то же время обе книги писателя отразили и устойчивые специфические черты его художественного дара. Прежде всего, это стремление как можно полнее и достовернее отразить исторически значимое событие, показать многообразие характеров и национальную самобытность старожилов Севера. Чукотка в представлении художника населена преимущественно нравственными, необыкновенно добрыми и честными людьми – отсюда и искреннее его восхищение своими персонажами из числа коренного населения, и трепетная к ним любовь, будь то воспитанники интерната или умудрённые житейским опытом старейшины стойбищ. Отсюда и преобладание в обоих произведениях положительных персонажей. Отсюда и откровенное любование северной землёй, её природой, так поэтично воспетой автором в редких лаконичных пейзажах.

Важнейшей особенностью творчества Т. Сёмушкина является и его внимание к бытовой и художественной детали, нередко приобретающей концептуальный характер. Автор проявил свой талант бытописателя, мастера увлекательного сюжета, жанровых, бытовых зарисовок, в том числе юмористических и сатирических. В то же время обе книги наполнены и аналитической мыслью – писатель старается постичь особенности менталитета северного народа, размышляет об историческом пути Чукотки. Всё это не исключает художественности произведений, их лирико-романтического наполнения. Сочетание фактографической точности с поэтичностью повествования, нередко оттенённого высоким героическим пафосом – пожалуй, самая главная черта творчества писателя, которая роднит его с В. Г. Таном-Богоразом.

Возможно, Т. Сёмушкин шёл в своих художественных поисках во многом от традиций своего творческого наставника. Однако он дополнил их и новыми веяниями формирующейся очерковой прозы Северо-Востока, и собственными находками в показе характеров героев, обрисовке северной природы, особой подаче этнографической конкретики, интерпретации северного фольклора, особом характере вплетения в ткань повествования исторического материала, новыми жанровыми поисками. Т. Сёмушкин выступил талантливым рассказчиком, повествователем, заставляющим нас с увлечением перечитывать строки, казалось бы, малоактуальных в наше время произведений. Это свидетельствует о большом таланте писателя, позволившем ему войти в число основателей социально-психологического повествования о жизни Северо-Востока России.

В конце 50-х — начале 60-х годов Тихон Семушкин продолжал работать над темой освоения советскими людьми Арктики и Северного морского пути. В 1968 г. вышла в свет его книга «Угрюм-Север». Это — встречи, впечатления, рассказы.

Смерть прервала работу над большим романом «Пробуждение океана» — о людях, осваивающих великую северную магистраль.

Умер 6 мая 1970 года в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище. В слове прощания Юрий Рытхеу писал в «Литературной России»: «Ушел от нас Тихон Захарович Семушкин, писатель, человек, который прославил Чукотку и народ ее на весь Союз и на весь мир».

Имя писателя носит школа в с. Старая Кутля, на которой установлена мемориальная доска. На здании Центра образования Лаврентия была установлена мемориальная доска в честь писателя и педагога Тихона Захаровича Сёмушкина, имя которого некогда носила местная школа, а ныне Центральная районная библиотека.

Литература

  1. Борисова В. Романтика без экзотики // Сёмушкин Т. З. Избранные произведения: В 2-х тт. – М.: ИХЛ, 1970. – Т. 1. – С. 16 – 19.
  2. Зелинский К. Послесловие // Сёмушкин Т. З. Алитет уходит в горы. – М.: ИХЛ, 1965. – С. 507 – 508.
  3. Макаренко А. С. Записки педагога // Макаренко А. С. О литературе: Статьи, выступления, письма. – М.: Советский писатель, 1956. – 142 с.
  4. Рытхэу Ю. С. Под сенью волшебной горы. – Л.: Советский писатель, 1974. – С. 94 — 103.
  5. Семушкин Тихон Захарович // Время и события : календарь-справочник по Дальневосточному федеральному округу на 2015 год / Краевое гос. бюджетное науч. учреждение культуры «ДВГНБ» ; сост. и ред. Г. А. Бутрина ; авт.- сост. Г. А. Бутрина [и др.] ; отв. за вып. С. А. Андык. — Хабаровск : ДВГНБ, 2014. – С. 128-129.
  6. Семушкин Тихон Захарович // Время и события : календарь-справочник по Дальневосточному федеральному округу на 2010 год. — Хабаровск : ДВГНБ, 2009. – С. 153-164.
  7. Семушкин Тихон Захарович // Писатели Дальнего Востока : биобиблиографический справочник. Вып. 2 / сост.: Т. В. Кирпиченко, Л. Н. Циновская. — Хабаровск, 1989. — С. 292-295.
  8. Солоухин В. О. О Тихоне Сёмушкине и его книгах // Сёмушкин Т. З. Алитет уходит в горы. – М.: Молодая гвардия, 1966. – С. 520 – 522.
  9. Хакимов К. Конец Алитета. – Полярная звезда (Певек), 1966, 27 ноября. – С. 4.
  10. Шпрыгов Ю. М. Молодость Дальнего Севера: Чукотка в советской художественной прозе. – М., Современник, 1984. – 320 с.
  11. Шпрыгов Ю. М. Т. З. Сёмушкин // Русская литература Северо-Востока России. 10 класс: учебное пособие. – Магадан: изд-во СВГУ, 2011. – 156 с. — С. 23 — 33 .
  12. Юрина М. А. Пионеры северной прозы: Художественное отражение темы Чукотки в творчестве В. Г. Тана-Богораза и Т. З. Сёмушкина: научная монография. – Магадан: ИП Кацубина Т. В., 2014.