К 155-летию со дня рождения В. Г. Тана-Богораза - Литературный «первооткрыватель» Севера | МОГАУ ДПО «ИРО и ПКПК»
Версия для слабовидящих
Магаданское областное государственное автономное учреждение дополнительного профессионального образования
«Институт развития образования и повышения квалификации педагогических кадров»

К 155-летию со дня рождения В. Г. Тана-Богораза — Литературный «первооткрыватель» Севера

Владимира Германовича Тана-Богораза (1865 – 1936) по праву можно назвать родоначальником художественной прозы о Чукотке.

Природа северной земли, её климатические особенности, коренные жители, их самобытный язык, нравы, обычаи, культура, особенности психологии, менталитет – всё это впервые получило художественное отражение в произведениях человека, не по своей воле попавшего в условия суровой и тогда ещё чужой ему земли.

Становление В. Г. Тана-Богораза как выдающегося учёного и прославленного писателя происходило в драматических обстоятельствах ссылки и лишений. Благодаря недюжинной силе личности, необыкновенной жажде познания и стремлению к творчеству он создал целый ряд научных и литературных произведений о Крайнем Северо-Востоке, которые открыли особый, тогда ещё неизведанный, экзотический и в то же время притягательный мир далёкого края.

В. Г. Тан-Богораз родился 15 (27) апреля 1865 года в еврейской семье в селе Овруч Волынской губернии и получил имя Натан. Позднее, в 1885 году, крестившись из конспиративных соображений, Богораз взял себе православное имя Владимир и отчество Германович по крестному отцу. Предыдущее же имя стало впоследствии полезно для подпольной деятельности, а в дальнейшем – частью псевдонима будущего учёного и писателя.

Детские годы В. Тан-Богораз провёл в Таганроге, где довольно успешно окончил Таганрогскую греко-римскую гимназию. Здесь же благодаря старшей сестре Прасковье, входившей в число народовольцев, он был захвачен мыслями об освободительной борьбе.

Вдохновлённый революционными стихотворениями члена «Народной воли» С. Синегуба, В. Тан-Богораз весной 1880 года едет в Петербург, где поступает на естественное отделение физико-математического факультета Петербургского университета и почти сразу (уже к концу 1880 года) включается в деятельность кружка «Народной воли» под предводительством А. Желябова. Всё это, однако, не мешает самообразованию будущего учёного и писателя. Он много читает, изучает немецкий и французский языки, а на следующий год, чувствуя тягу к гуманитарным наукам, переводится на экономическое отделение юридического факультета.

Однако желанию В. Тана-Богораза получить образование в Петербургском университете не суждено было исполниться.

В ноябре 1882 года за революционные устремления он был сослан сначала в Ростов-на-Дону, а затем в Таганрог, однако и после этого продолжал народовольческую деятельность.

В декабре 1886 года будущий писатель был арестован и помещён в Петропавловскую крепость, а в мае 1889 года был отправлен по приговору на десять лет в Сибирь – в Среднеколымск (Якутия). В. Тана-Богоразу пришлось выдержать серьёзный экзамен на выживаемость в суровых условиях Крайнего Севера. Он был вынужден был в числе других ссыльных жить в условиях натурального хозяйства, собственными руками ловить себе на пропитание рыбу, колоть и грузить дрова…

И в то же время происходило его постепенное знакомство с коренными жителями края. Особенно интересовали В. Тана-Богораза, как он поначалу их называл, «аборигены» Колымской земли.

С 1895 по 1897 годы В. Г. Богораз участвовал в Якутской этнографической экспедиции, изучая культуру и язык кочевавших по Большому Анюю, Олою и Омолону чукчей и эвенов. Помогала ему в этом и работа в Первой всеобщей переписи Российской империи (1897 г.), которая позволила основательнее познакомиться с культурой, бытом, социальными и экономическими отношениями северных народов.

Этнографические изыскания соответствовали интересам и стремлениям ссыльного народовольца и к тому же явились спасительным «лекарством» от тягостных мыслей, чувства заброшенности и одиночества в условиях почти полной оторванности от Большой земли.

Исследования молодого учёного оказались ему полезными и в литературной деятельности, принёсшей серьёзные плоды именно на Северо-Востоке России. По окончании колымской ссылки В. Г. Тан-Богораз после непродолжительного пребывания в Иркутске (сентябрь – ноябрь 1898 года) переехал в Петербург и занялся научной деятельностью.

Он работал в Музее антропологии и этнографии, а после этого участвовал в Северо-Тихоокеанской экспедиции Джузепа (1900 – 1901), откуда привёз обширный материал для своих исследований, посетил Канаду (1903), Францию и Италию (1903 – 1904).

С 1914 по 1917 годы в составе русской армии В. Богораз участвовал в военных действиях, побывав в Карпатах, Венгрии и Польше. Интересовало В. Г. Тана-Богораза и родное Отечество. Ещё во время подготовки к Северо-Тихоокеанской экспедиции он путешествовал по Дальнему Востоку, а в 1908 году совершил длительную поездку по России (Тверь, Нижний Новгород, Саратов, Астрахань, Баку, Тифлис, Сочи, Гагры).

Её плодом стала книга очерков об обитателях русских провинциальных мест «Передвинутые души» (1911).

С приходом Советской власти В. Г. Тан-Богораз почти полностью отдаёт себя науке и преподавательскому труду. Плодом его серьёзной просветительской и педагогической деятельности стало создание в 1930 году на базе ленинградского государственного университета северного отделения рабфака – Института народов Севера ЦИК, где впервые стали получать образование представители северных народов.

С 1932 по 1934 годы учёный принимает активное участие в создании чукотской, эскимосской и ламутской письменности, составлении первого букваря на чукотском языке «Красная грамота» (1932); создаёт первый чукотско-русский словарь (1933); разрабатывает научную грамматику чукотского языка (1934)… Значение В. Г. Тана-Богораза-учёного, его неоценимый, можно сказать, великий вклад в русскую и мировую этнографическую науку не вызывает сомнений. Однако его деятельность на академическом поприще не соперничала с литературными поисками, а наоборот, существенно их обогащала.

На протяжении своего творческого пути В. Г. Тан-Богораз выступил во многих прозаических жанрах. Он показал себя как мастер палеолитического и социально-психологического романа («Восемь племён» (1902 – 1903), «Жертвы дракона» (1909), «За океаном» (1902), «Союз молодых» (1926), «Воскресшее племя» (1935). Известны его нравоописательные и социально-психологические повести «Развязка» (1896), «На Каменном мысу» (1899), «Авдотья и Рывка» (1902), «Дни свободы» (1906), «Крылоносный Икар» (1914).

В. Г. Богораз проявил себя как великолепный рассказчик и очеркист. Его «Чукотские рассказы» (1899) явились образцом русской этнографической прозы, а очерковые произведения различных жанровых модификаций обогатили лучшие страницы отечественной публицистики. Это очерки путевые («На Севере дальнем», «В Японии», «По Манчжурской дороге» (1901), «В Италии» (1904) и др.); нравоописательные («У Григорьихи», «На реке Росомашьей» (1899), «Передвинутые души» (1911), «Кругом Петербурга»); политические ( цикл«Колымские рассказы» (1896-1899), цикл « Мужики в Государственной думе» (1907); природоведческие («Охотничьи рассказы» (1908 – 1909).

Наиболее яркие произведения В. Г. Тана-Богораза о Северо-Востоке отличаются гуманистической направленностью, интересом прозаика к жизни и мироощущению коренных обитателей края, пристальным вниманием к волнующим их проблемам, восхищением мужеством людей, стойко переносивших самые тяжёлые испытания.

Несмотря на то, что в современном литературоведении, ещё со времени В. Г. Короленко, закрепилось мнение о преобладании этнографического содержания в северной беллетристике В. Г. Богораза и «научности» её стиля, она представляет собой именно художественную прозу, в которой проявилась творческая индивидуальность истинного мастера слов.

Романтико-натуралистический художественный метод писателя определил характер творческих исканий более поздних северных прозаиков – Т. Сёмушкина, Ю. Рытхэу, Н. Шундика, В. Леонтьева и других авторов. Книги Тана-Богораза явились настоящими жемчужинами северной прозы, пробудившими творческий потенциал лучших литераторов края.

Список основной литературы о творчестве В. Г. Тана-Богораза

  1. Богданович А. Н. Тан. Чукотские рассказы // Мир божий. – 1990. — № 2. – Отд. 2. – С. 82 – 83.
  2. Бондаренко Т. П. Северо-восточный цикл путевых очерков В. Г. Тана-Богораза // Проблемы литературных жанров: Материалы 4-й науч. межвуз. конф., 28 сент. — 1 окт. 1982 г. – Томск, 1983. – С. 85 – 86.
  3. Бондаренко Т. П. Творчество В. Г. Тана-Богораза, 1890 – 1907 гг.: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук.. – Л., 1984. – 20 с.
  4. Воскобойников М. В. Г. Тан-Богораз и его литературное наследие // На Севере Дальнем. – 1956. – Кн. 5. – С. 194 – 197.
  5. Горький М. Тан. Чукотские рассказы // Нижегородский листок. – 1899. – 30 ноября (№ 329). – С. 2.
  6. Жаркова Т.В. Чукотские и колымские повести и рассказы В. Г. Тана-Богораза: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. филол. наук. – М., 1999. – 18 с.
  7. Зябрева Г. А. творчество В. Г. Тана-Богораза периода первой русской революции // Вопросы русской литературы. – Львов, 1984. – С. 79 – 84.
  8. Комановский Б. Вэип – пишущий человек // Лит. Россия. – 1965. – 16 апр. (№ 16). – С. 14.
  9. Короленко В. Г. Тан. Чукотские рассказы // Русское богатство. – 1900. — № 5. – Разд. III. – С. 20 – 24.
  10. Кулешова Н. Ф. В. Г. Тан-Богораз. Жизнь и творчество. – Минск: Изд-во БГУ, 1975. – 112 с.
  11. Кулешова Н. Ф. М. Горький и В. Г. Тан-Богораз // Вестн. Белорус. ун-та. Сер. Филология. Журналистика. – 1970. — № 2. – С. 28 – 33.
  12. Леонтьев В. В. Научная деятельность В. Г. Богораза на Чукотке // Очерки истории Чукотки с древнейших времён до наших дней. – Новосибирск, 1974.
  13. Маркович Л. З. Н. А. Тан: (Лит. Портр.). // Вестник и библиотека самообразования. – 1904. – № 45. – С. 1654. – Подпись Л. Мович.
  14. Муравьёв Вл. Владимир Германович Тан-Богораз (1865 – 1936) // В. Тан-Богораз. Восемь племён. – Магадан, 1979. – С. 3 – 19.
  15. Протопопов М. Беллетристы новейшей формации // Русская мысль. – 1900. — № 4. – С. 236 – 237.
  16. Рытхэу Ю. Вэип – пишущий человек // На Севере Дальнем. – 1965. — №1. – С. 102 — 104.
  17. Садовский Б. Тан. Чукотские рассказы. Т. I. 3-е изд. // Весы. – 1909. — № 2. – С. 82.
  18. Шпрыгов Ю. М. Далёкое и близкое // Дальний Восток. – 1985. — № 9. – С. 145 – 148.
  19. Шпрыгов Ю. М. Чукотские рассказы В. Г. Тана-Богораза (Идейно-жанровое и стилевое своеобразие) // Проблемы жанра и стиля художественных произведений. –Владивосток, 1988. – Вып. 4. – С. 146 – 156.
  20. Юрина М. А. Художественная интерпретация жизни чукотского народа в рассказе В. Г. Тана-Богораза «Кривоногий» // Вестник Северо-Восточного гос. университета: №21. – Магадан, 2014. – С. 56 – 60.
  21. Юрина М. А. Жанровая специфика рассказа В. Г. Тана-Богораза «На мёртвом стойбище» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: Журнал научных публикаций: № 07 (66) июль 2014. Часть I – М., 2014. – С. 255 – 257.
  22. Юрина М. А. Пионеры северной прозы: Художественное отражение темы Чукотки в творчестве В. Г. Тана-Богораза и Т. З. Сёмушкина. – Магадан: Экспресс-полиграфия, 2015. – 120 с.
  23. Юрина М. А. Романтико-натуралистическое отражение действительности в повести В. Тана-Богораза «На Каменном мысу» // Вестник Северо-Восточного гос. университета: № 23. – Магадан, 2015. – С. 42 – 46.
  24. Юрина М. А. Художественное отражение бытовой и религиозной жизни северных народов в романе В. Г. Тана-Богораза «Восемь племён» // Филологические науки. Вопросы теории и практики. – Тамбов, 2015. — №11 (53). – Часть 3. – С. 221 – 223.
  25. Юрина М. А. Двуплановый характер образной организации романа В. Г. Тана-Богораза «Восемь племён» // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук: Журнал научных публикаций. – 2015. — № 10 (октябрь). – Часть II. – С. 159 – 163.