В мае 2021 года старший методист научно-методической лаборатории национальной культуры и национального языка Нина Николаевна Игнатенко провела курсовую подготовку «Изучение эвенского фольклора в дополнительном образовании» в посёлке Омсукчан – административном центре Омсукчанского городского округа.
Проведенные курсы вызвали широкий отклик не только у слушателей, но и у представителей общественности, неравнодушных к судьбе культуры и языков КМНС. Нина Николаевна Игнатенко дала интервью корреспонденту районной газеты «Омсукчанские вести», в котором рассказала о работе лаборатории и Института развития образования и повышения квалификации педагогических кадров по поддержке и развитию национальных культур и языков коренных малочисленных народов Севера.
С любовью к родному языку (текст интервью Н.Н. Игнатенко)
Ученые-этнологи подсчитали, что в среднем за месяц на Земле умирает два языка, а из 6 тысяч существующих языков едва ли не половина находится под угрозой исчезновения. И это на самом деле большая боль и потеря, ведь вместе с языком уходит все, что накоплено веками в истории народа: легенды, сказки, песни, традиции, обряды, верования, мироощущение, мудрость. Человечество стремительно теряет многообразие, становясь все более «однотонным…»
Остановить, замедлить этот процесс считают своей важнейшей задачей в научно- методической лаборатории национальной культуры и национального языка МОГАУ ДПО «Институт развития образования и повышения квалификации педагогических кадров». На днях старший методист этой лаборатории Нина Николаевна Игнатенко побывала в Омсукчане. На базе этнографического центра «Северное сияние» она провела курсы «Изучение эвенского фольклора в дополнительном образовании» для педагогов ЦДО.
Нашему корреспонденту Нина Николаевна рассказала о работе научной лаборатории, роли языка и культуры в образовательном процессе.
— Нина Николаевна, расскажите подробнее, чем занимается ваша лаборатория?
— В Магаданском институте развития образования и повышения квалификации педагогических кадров уже не первый год работает научно-методическая лаборатория национальной культуры и национального языка. Я старший методист этой лаборатории. Трудимся мы для того, чтоб объединить усилия специалистов, которые связаны с изучением языков и культуры коренных малочисленных народов Севера, а также усилия общественности, направленные на создание благоприятной среды для развития языка и культуры малочисленных народов Севера. Важной задачей нашей лаборатории является сохранение, популяризация и развитие языков и культуры КМНС как основы национальной идентичности.
Сотрудников у нас немного, но они ведут большую и разнообразную работу в этом направлении. В первую очередь это модульные курсы повышения квалификации для педагогов дополнительного образования, для педагогов всех категорий. Наша курсовая подготовка нацелена на то, чтобы помочь росту профессиональной компетенции педагогов, преподающих родную культуру эвенов и культуру всех малочисленных народов Севера, проживающих на территории Магаданской области.
В процессе освоения программы решаются следующие задачи: определяется понятие образовательной среды и ее компонентов, выявляется роль этнического компонента в образовательной среде, актуализируются педагогические компетенции в использовании компонентов образовательной региональной среды для преподавания родных языков, культуры и литературы. В частности, сегодня на курсах в Омсукчане мы говорили об изучении фольклора в образовании.
Наша лаборатория проводит просветительские мероприятия, направленные на сохранение языка и культуры КМНС. Из недавних наших мероприятий – проектная мастерская «Научно-методические резервы и изучение языков коренных малочисленных народов Севера». В этом году была издано учебно-методическое пособие «Краеведческие портреты», где мы как раз говорим о том, что краеведческий материал востребован не только в образовательном пространстве, но и в культурном сообществе.
Востребованность определяется не только требованием федерального государственного образовательного стандарта, но и педагогическим потенциалом самого краеведения. Краеведение погружает участников процесса в культурное и духовное пространство своей малой родины и способствует воспитанию в юных гражданах толерантности, уважительного отношения к языкам и культуре других народов.
— Насколько серьезна сегодня опасность потерять языки коренных малочисленных народов Севера?
— Наш язык находится на сегодняшний момент в очень уязвленном положении, можно сказать в критическом. И речь не только об эвенском языке, но и о других языках малочисленных народов. Сейчас мы прилагаем все усилия, чтобы этот процесс был менее губителен для народов, которые проживают на нашей территории. Для этого мы должны использовать все имеющиеся возможности. Я не скажу вам готовый рецепт, как это сделать, нужно точечно подходить к решению каждого вопроса, индивидуально в каждом случае. Наша малочисленность сказывается, конечно. По разным причинам люди не изучали и не знают родной язык. И мы должны объединиться, и все свои знания и умения направить на то, чтобы остановить этот процесс. Один человек этого не сделает. Процесс потери языка коренными многочисленными народами Севера на сегодняшний день необратим, но мы должны как можно дольше сохранять миноритарные языки.
Наш институт и наш ректор Виктория Александровна Васильева, проректор по научно- методической работе Виктория Владимировна Каранова понимают всю важность нашей работы, всегда поддерживают нас, оказывают большую поддержку. За что мы очень благодарны.
— Сколько слушателей было на курсе?
— На этой курсовой подготовке было восемь слушателей, у нас много не бывает, потому что наше направление специфическое, очень узкое, но в то же время очень нужное и необходимое.
— Вы впервые побывали в Омсукчане? Понравилось вам здесь?
— Да, я первый раз в Омсучкане, мне очень все понравилось.Коллектив этнографического центра хорошо встретил меня, слушатели внимательно и с интересом воспринимали всю информацию. Конечно, преподавание шло не только в рамках той темы, с которой я приехала. Мы коснулись языковых особенностей эвенского языка – это была практическая помощь для тех, у кого есть пробелы в знаниях родного языка.
Очень меня впечатлил ваш музей, у него хорошее наполнение. Надо продолжать работу в этом направлении, а мы готовы оказать методическую помощь.
— Какие планы вы себе наметили в дальнейшем?
— Планов у нашего института и у нашей лаборатории много, связаны они с научно-методической поддержкой преподавания родных языков народов Крайнего Северо-Востока России, популяризацией культуры народов региона и формирование краеведческой компетенции у подрастающего поколения Магаданской области. Такие встречи, какая прошла в Омсукчане, дают надежду, что планы сбудутся, тесное сотрудничество с нашим институтом, думаю, будет продолжаться.
Комментарии
Марина Иванова, директор этнографического центра «Северное сияние»:
— С большим интересом посетила курсы Нины Николаевны Игнатенко. Столько много нового материала привезла она для нас, что теперь работа пойдет еще интереснее, главное, эффективнее. У нас в творческом объединение ребята изучают быт, традиции, фольклор коренных малочисленных народов Севера. Интерес к занятиям каждый год растет и, конечно, свежие веяния просто необходимы. И для нас уроки от методиста из Магадана в этом случае бесценны.
Надежда Иванова, преподаватель ЦДО:
— Приезд педагога такого уровня из областного центра – это всегда знаменательное событие. Обязательно узнаешь что-то новое, получаешь практическую пользу, при этом общаешься вживую и получаешь ответы на волнующие вопросы. Спасибо Институту развития образования и Нине Николаевне за учебу.